Yamaha Motif XS: уже не новый, но круто шпарит
...Во первых у нее (PSR-510) не работал MIDI OUT, так что с компом ее толком не удалось скоммутировать нормально, во вторых были куцые органы управления и трехсимвольный LED (некоторые умудрялись создавать там 5дорожечные секвенции и пользовательские стили) в третьих там был лишь набор General MIDI (GM) со всей его скуднотой - 128 набивших оскомину банальных базовых инструментов стандарта, никаких тебе фильтров, только воспроизведение нехитрых сэмплов, раз и навсегда записанных в мизерную память инструмента, из эффектов была только общая реверберация (кажется 5 типов). Вот и все радости. Но так или иначе - этот инструмент был первым.
С высоты(!?) текущего положения я задумываюсь, попадись мне тогда инструмент, наподобии Motif XS - наверное его одного бы хватило чтобы удовлетворить все мои мыслимые и немыслимые потребности для создания тех незамысловатых аранжировок, которые я пытался как-то делать с оглядкой на авторитетные для меня тогда тренды того времени (Макс Фадеев, Линда, Русский Размер, тлетворное влияние ранних The Prodigy, U96, 2 Unlimited и т.д. и т.п.).
А ведь наверное по сравнению с PSR 510, Motif XS - и есть монстр (как тогда говорили - серьезный и профессиональный музыкальный инструмент, поскольку тогда все было очень серьезно, не то, что сейчас).
На страницах данного информационного ресурса негласно(!) отдается предпочтение продукции фирмы Korg - одного из игроков большой тройки (Korg, Roland, Yamaha) - не то, чтобы это хорошо или плохо, просто так повелось, но хочется разнообразить такое положение дел.
Все три игрока до посинения используют когда то созданные и с годами наработанные архитектуры лишь переименовывая и допиливая их. Андрей Климковский, например, знает все про эволюцию инструментов серии Korg и про их архитектуру. В стане Yamaha ситуация складывается похожим образом, но ветка продуктов получилась совершенно непохожей на конкурентов.
Обзорное описание инструмента
Я не буду вдаваться в подробности происхождения их технологии AWM (Advanced Wave Memory), которая также как и у остальных игроков большой тройки является способом компрессии аудиоданных. Технология AWM2 кажется засветилась в инструменте SY77 89 года выпуска (правда там еще был AFM синтез - легендарный Ямаховский 6-операторный FM).
В сабже данной статьи используется одна из последних версий технологии, которая на макретинговом наречии звучит примерно как AWM2 with Expanded articulations.
Сей девайс Ямаха выпускала в клавишных и рэковой версии. Наверное это - последний Ямаховский рэк, других тон генераторов, более свежих, в таком исполнении на текущий момент, судя по всему, нет.
Характеристики инструмента
Герой сегодняшнего обзора, в его рэковом исполнении, схож по возможностям с клавишными версиями Motif XS за исключением того, что у него отсутствует аудио вход (нету алгоритмов вокодера), нету секвенсера, нету расширяемой памяти (нету возможности загружать свои сэмплы ну и сэмплировать тоже). Это базовый тон генератор.
- Год выпуска: 2006-2007
- Тип синтеза: AWM2 with Expanded articulations
- Полифония: 128 голосов (до 8 элементов на голос)
- Пресеты: 1024+128GM+64Drumkits, ну и пользовательские.
- Размер ROMа: 355 мб (при конвертации в 16 линейный формат), 2670 волн
- Арпеджиатор: 4 независимых арпеджиатора, более 6600 рисунков для разных инструментов
- Эквалайзер: независимый трехполосный полупараметрический для каждой части
- Эффекты: Insert A, Insert B -(до 8 блоков) 53 типа, Reverb - 9 типов, Chorus - 22 типа, Master EQ - 5 полос.
- Интерфейсы: 4 выхода (2 стереопары), наушники, MIDI IN/OUT, S/PDIF OUT, USB, питание, mLAN 16 (при установленной отдельной плате - по нашему FireWire).
Что имеем по факту
Сей инструмент перепал мне от какого-то американца через ebay в рабочем состоянии с несколько убитой 5-ой ручкой (пострадала функция нажатия, хотя потенциометр ручки работает исправно). По размерам инструмент похож на немного укороченный сзади 1юнитовый сервер, коими любят приторговывать компании Intel или SuperMicro и предназначен для установки в телекоммуникационную 19" стойку.
У Ямахи есть интересные тембры под называнием MegaVoice - вся суть в них заключается в расширенной артикуляции, когда в зависимости от velocity у вас воспроизводятся те или иные артикуляции для выбранного звука. Выбирая эти тембры я долго думал, чего у меня ничего не играет, только какие-то щелчки доносятся или что-то вроде того. Оказалось, что в зависимости от силы нажатия на клавиши будет либо нормальный тон, либо подтяжка (гитара), либо флажолет(гитара), либо вообще щелчок по корпусу. Вот щелчки у меня получались лучше всего. Как звукоизвлекать эти мегавоисы в ручную я так и не понял - видимо надо иметь нереальную чуткость ощущений нажатия на клавиши. Зато эти звуки хорошо годятся, если записать с ними секвенции - некоторые партии звучат как будто сыгранные в живую (особенно гитарные чёсы).
Другая фишка продвинутой Ямаховской артикуляции заключалась в наличие у инструмента двух кнопок с назначаемыми функциями. Играя например выразительную партию гитары и нажав на одну кнопку можно было изящно извлечь подтяжку ноты, что так любят фанаты испанской гитары или воообще перейти на заглушенные рукой, короткие ноты, нажав другую кнопку.
Ямаха поколения Motif у меня всегда ассоциировалась тембрами повышенной натуралистичности (особенно это касалось пианин, щипковых и духовых инструментов), а также наличием звуков для создания более менее современной электронной музыки, в то время как, например Korg больше предпочитал классическую электронику (хотя и там тоже в принципе соответствующие тембры есть).
Сталкнувшись наконец с Ямаховской архитектурой, после Korg'а и Roland'а она мне показалась какой-то запутанной, более ориентированной на звукопродюссера чем на рядового музыканта. Я заполучил программулину, которая также имеется и в VST3 варианте - своеобразный XS Editor, которая позволяет синхроинизроваться с памятью железа и рулить тембрами и режимами в дальнейшем можно уже оттуда. Даже с наличием этой программулины я так до конца не изучил в нюансах эту архитектуру, ограничившись общим представлением работы тембров и необходимыми контролами для их управления. Возможность детально крутить каждый из 8ми звуковых элементов патча интузиазма не прибавляет, хотя определенно должна вдохновить саунддизайнеров и любителей покопаться в архитектуре. Мне по сути от данного инструмента на текущий день нужны лишь немногие тембры, особенно акустические (!свое мнение я поменял по мере создания звуковых примеров к статье!), а остальное я возьму из программных инструментов.
У инструмента также присутствует большой набор перфомансов (Multi). Они как правило имеют по 4 части и представляют собой заготовки для создания собственных фрагментов композиций.
Под конец данного краткого обзора предлагаю некоторую подборку звуков с данного инструмента и под конец демосета - подборку перфомансов.
P.S.: Следует отметить что инструмент имеет тесную интеграцию (Studio Connections) с поделками авторства Чарли Штайнберга, купленного Ямахой с потрохами и по этому идет в комплекте с огрызком Cubase AI4. Поскольку я Кубейсами наелся еще со времен ПК, то данный вариант особо и не рассматривал.
Демосет
В демосете в общей сложности чуть более 50 звуковых примеров. Они расположены в порядке следования звуковых банков в самом инструменте. Примеры не охватывают всю библиотекую звуков и их вариаций, но дают некий её обзор. Под конец идет 4 штуки того, что в инструментах называется Multis - мультитрековые шаблоны (в Motif XS они как правило состоят из 4 патчей - барабаны, бас, звук1, звук2).
Большинство секвенций, представленных в демосете, это продукт болезненной фантазии автора, но иногда попадаются и мелодии, заимствованные из разных мест, эпох и культур, как фрагменты, которые на взгляд автора могли наилучшим образом раскрыть тот или иной тембр инструмента. Права на такие мелодии принадлежат их соответствующим владельцам.
Демосет подготовлен в хосте Renoise, звуки записаны практически без обработки, кроме некоторой компрессии и гейна, чтобы уж не совсем тихо было.
Комментарии
А вот что касается звучания, то тут Ямаха на впечатляющей высоте - синтез безупречный. К Коргу у меня по этой части есть претензии. К Ямахе - нет. Другие разработчики пыжатся и создают внутри одного девайса несколько звукообразующих движков - как в КРОНОСе или Курцвайле - там есть отдельно технология сэплерного звука, технология виртуального аналога, колесного органа... в Yamaha MOTIF один AWM позволяет получить безупречный рояль, артикуляцию духовых и струнных, но и сгенерить синус или пилу, обработать фильтрами промодулировать всевозможными LFO и получить иллюзию, что работаешь со специализированным синтом.
Но вот секция эффектов меня как-то немного охладила в чувствах - среди посылов всего 8 цепочек, и пары в них не разделяются - их можно только частично выключить, а не перенаправить на другие каналы , где обработки не хватает. Отсюда и вопрос: Как дело обстоит в этом реке - Yamaha MOTIF XS Rack - с посыл-возвратами. Они есть в версии XF, но в этой статье про XS не упомянуты.
[img]http://yamaha.custhelp.com/euf/assets/themes/yamaha/images/answer/music-production/digital/mrxs_1_11.jpg[/img]
Вообще следует иметь в виду, что раз мы имеем дело со звуковой информацией - неправильная ее подача может влиять на наше субьективное восприятие. Я сейчас задался вопросами "идеального звука" - дошел до того, что при работе в наушниках искал их соотв.АЧХ и на мастер треке вносил коррекцию ленейным "нефазосдвигающим" мастеринговым 16 полосным EQ правки в частотный диапазон (32 полосный нелинейный EQ звук жутко "засрал" при изменении частотки - что говорит о том, что такой прибор применяется для тембральной коррекции с креативно-музыкальной точки зрения, а не для выравнивания частотки).
Отправить комментарий